Работа продолжает цикл психофизических экспериментов по изучению особенностей опознания зрительных стимулов разного
цвета и разного размера детьми раннего дошкольного возраста. Для измерений использовали игровую методику организации
зрительного выбора с помощью сенсорного экрана монитора в условиях тишины и введения акустического фона – записи шума в
группе детского сада, включающего разговорную речь детей (“детское многоголосие”). Шум подавали через наушники, его
интенсивность составляла 45 дБ (уровень разговорной речи). В исследовании участвовали дети в возрасте 3–4 лет (n=31),
посещающие городской детский сад. Все дети обладали нормальным зрением и слухом. Результаты подтвердили ранее полученные
данные о том, что дети этого возраста значимо хуже (количество ошибок) осуществляют выбор из геометрических фигур по
признаку “цвет”, чем по признаку “размер”. Введение шума “детского многоголосия” не изменяет это соотношение, но значимо
увеличивает количество попыток решения и время ответной сенсомоторной реакции (p<0.01), особенно при выборе по признаку
“цвет” (p<0.001). Дополнительный анализ поведения позволил выделить подгруппу, условно, “тревожных” детей, чьи
показатели зрительного выбора, особенно на фоне акустической помехи, были в 3–4 раза хуже остальных участников
тестирования. При сравнении результатов с данными предыдущего исследования обнаружено, что взрослая разговорная речь
является более сильной перцептивной помехой по сравнению с шумом “детского многоголосия”. Это может объясняться
адаптацией детей к шумовому фону детского сада, но требует продолжения исследования с более детальным анализом
характеристик шума, а также психологического профиля детей и уровня их тревожности. Результаты имеют практическое
значение для организации процессов обучения, в том числе коррекционной работы в сфере специального образования.
Ключевые слова:
зрительное восприятие, геометрические фигуры разного цвета, геометрические фигуры разного размера, ранний дошкольный
возраст, акустический фон
DOI: 10.31857/S0235009225010034
EDN: UUVFYR
Цитирование для раздела "Список литературы":
Кузнецова Т. Г., Стружкин М. Л., Голубева И. Ю., Родина Е. А., Огородникова Е. А.
Влияние акустического фона на выбор зрительных стимулов детьми раннего дошкольного возраста.
Сенсорные системы.
2025.
Т. 39.
№ 1.
С. 27–34. doi: 10.31857/S0235009225010034
Цитирование для раздела "References":
Kuznetsova Т. G., Struzhkin М. L., Golubeva I. Yu., Rodina E. A., Ogorodnikova E. A.
Vliyanie akusticheskogo fona na vybor zritelnykh stimulov detmi rannego doshkolnogo vozrasta
[Influence of acoustic background on the choice of visual stimuli by children of early preschool age].
Sensornye sistemy [Sensory systems].
2025.
V. 39(1).
P. 27–34
(in Russian). doi: 10.31857/S0235009225010034
Список литературы:
- Бушинская Е.А. Использование цветотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня и недоразвитием произвольного внимания в условиях инклюзивного образования. Концепт. 2013. Т.3. С.1241-1245. URL: http://e-koncept.ru/2013/53251.htm
- Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Войтенков В.Б., Пашков А.Ю., Первунина Т.М. Сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и контурных изображений в качестве стимулов у детей в возрасте 4–5 лет. Трансляционная медицина. 2020. Т. 7 (5). С. 109-118. DOI: 10.18705/2311-4495-2020-7-5-109-118
- Елютина Д.Н. Негативное влияние шума на успеваемость младшего школьника. Старт в науке. 2017. № 3. С. 82-86.
- Защиринская О.В., Скуратова К.А., Шелепин Е.Ю. Специфика глазодвигательной активности детей при чтении текстов разных визуальных форматов. Сибирский психологический журнал. 2019. Т.73. С.141-158. DOI: 10.17223/17267080/73/9
- Корнев А.Н., Люблинская В.В., Столярова Э.И. Селективное слуховое внимание у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология. 2012. Т.5. №4. С.18-31.
- Кузнецова Т.Г., Стружкин М.Л. Распознавание и выбор геометрических зрительных стимулов, предъявляемых на экране монитора, детьми 3-4 лет. Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т.15. №4. С.77-89. DOI: 10.24412/20730861202247789
- Кузнецова Т.Г., Стружкин М.Л., Голубева И.Ю. Особенности опознавания изображений фигур разного цвета и размера детьми 3-4 лет с использованием шумового фона. Психолого-педагогические исследования. 2024. Т.16. №1. C.111-120. DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2024160107
- Максимов В.В. Трансформации цвета при изменении освещения. М.: Наука. 1984.
- Маракушина И.Г., Павозкова О.Е., Поляшова Н.В. Динамика работоспособности и помехоустойчивости внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2019. С.193-294.
- Николаев П.П., Рожкова Г.И. Анализ концепции А.Л. Ярбуса о роли слепой сетчатки в цветовосприятии. Сенсорные системы. 2017. Т.31. №2. С.116–138.
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста (учебно-методическое пособие). СПб.: Детство-пресс, 1999. 64 с.
- Нюберг Н.Д. Парадоксы цветового зрения. Природа. 1960. №8. C.53–59.
- Осокина Е.С., Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г. Связь селективного слухового внимания с индивидуальными особенностями. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т.8. №3. С.121-129.
- Романов С.Г., Гончаров О.А. Возрастные особенности категориального восприятия фокальных и пограничных цветов в центральных и периферических полях зрения. Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 74. DOI:10.54359/ps.v13i74.165
- Стружкин М.Л., Кузнецова Т.Г., Годынская Н.В. Разработка и апробация методики распознавания зрительных стимулов с использованием цифровых технологий у детей дошкольного возраста. Вестник Северо-Восточного Федерального Университета. Серия “Педагогика. Психология. Философия”. 2020. №4(20). С.65–68.
- Ярбус А.Л. О работе зрительной системы человека. II. Цвет. Биофизика. 1975. Т.20. №6. С.1099-1104.
- Anderson J.R., Kuroshima H., Fujita K. Observational learning in capuchin monkeys: a video deficit effect. J. Exp. Psychol. 2017. V. 70. P. 1254–1262. DOI: 10.1080/17470218.2016.1178312
- Baddeley A. Working memory: looking back and looking forward. Nature reviews neuroscience. 2003. №.4. P.829-839. DOI: https://doi.org/10.1038/nrn1201
- Bethell E.J., Khan W., Hussain A. A deep transfer learning model for head pose estimation in rhesus macaques during cognitive tasks: Towards a nonrestraint noninvasive 3Rs approach. Applied Animal Behaviour Science. 2022. V.255. P. 105708.
- Brecht K.F., Ostojić L., Legg E.W., Clayton N.S. Difficulties when using video playback to investigate social cognition in California scrub-jays (Aphelocoma californica). Peer J. 2018. V. 6. P. e4451. DOI:10.7717/peerj.4451
- Connolly D., Dockrell J., Shield B., Conetta R., Mydlarz C., Cox T. The effects of classroom noise on the reading comprehension of adolescents. The Journal of the Acoustical Society of America. 2019. V. 145. P. 372–381. DOI: https://doi.org/10.1121/1.5087126
- Davis M., Parisi T., Gendelman D.S., Tischler M.D., Kehne J.H. Habituation and sensitization of electrically elicited “startle” reflexes. Science. 1982. V. 218. P. 688–689.
- Farsi A., Pirian F. The Effect of Perceptual-Motor Training and Mindfulness on Performance and Working Memory in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Sport Psychology Studies. 2023. Available at: https://spsyj.ssrc.ac.ir/article_3593.html DOI:10.22089/spsyj.2020.8905.1961
- Franklin A., Sowden P., Notman L., Gonzalez-Dixon M., West D., Alexander I., Loveday S., White A. Reduced chromatic discrimination in children with autism spectrum disorders. Developmental Science. 2010. V. 1(13). P. 188–200. DOI:10.1111/j.1467-7687.2009.0086
- Ghodrati S., Nejad M.S.A., Sharifian M., Nejati V. Inhibitory control training in preschool children with typical development: an RCT study. Early Child Development and Care. 2021. V.191(13). P.1-10. DOI:10.1080/03004430.201 9.1691544
- Goodale M.A., Milner A.D. Separate visual pathways for perception and action. Trends in Neurosciences. 1992. V 15. P.21-26. DOI: 10.1016/01662236(92)90344-8
- Ijlal M. F. M., Chotijah U. Color recognition educational game using fisher-yates for early childhood potential development. Jurnal Inovtek Polbeng Seri Informatika. 2022. V.7(2). P.267-277.
- Jones P.R., Landin A., McLean M.Z. et al. Efficient visual information sampling develops late in childhood. Journal of Experimental Psychology General. 2019. V.1148(7). P. 1138–1152. DOI: 10.1037/xge0000629
- Livingstone M.S., Hubel D.H. Psychophysical evidence for separate channels for the perception of form, color, movement, and depth. J. Neurosci. 1987. V. 7. P. 3416–3468. DOI:10.1523/JNEUROSCI.07-11-03416.1987
- Mareschal D., Johnson M.H. The “what” and “where” of object representations in infancy. Cognition. 2003. V. 88. P. 259–276. DOI: 10.1016/s0010-277(03)00039-8
- Mealings K. Classroom acoustics and cognition: A review of the effects of noise and reverberation on primary school children’s attention and memory. Building Acoustics. 2022. V.29(3). P. 401–431.
- Nejati V., Derakhshan Z., Mohtasham A. The effect of comprehensive working memory training on executive functions and behavioral symptoms in children with attention deficit-hyperactivity disorder (ADHD). Asian Journal of Psychiatry. 2023. V.81. DOI: 10.1016/j.ajp.2023.103469
- Papadakis S., Kalogiannakis M. Mobile learning applications in early childhood education. Information Science Reference/IGI Global. 2020. DOI: https://doi. org/10.4018/978-1-7998-1486-3
- PapMacrides E., Miliou O., Angeli C. Programming in early childhood education: A systematic review. International Journal of Child-Computer Interaction. 2022. V.32. P.100396
- Pinna B., Deiana K. On the Role of Color in Reading and Comprehension Tasks in Dyslexic Children and Adults. i-Perception. 2018. V.9(3). P. 1–22. DOI: 10.1177/2041669518779098
- Pylypiuk K.M. Prevention and correction of pedagogical neglect based on research materials of German universities. Scientific Bulletin of Mukachevo State University. Series: “Pedagogy and Psychology”. 2022. V. 8 (1). P. 78–85.
- Richmond S., Kirk H., Gaunson T., et al. Digital cognitive training in children with attention-deficit/ hyperactivity disorder: a study protocol of a randomized controlled trial. BMJ Open. 2022. V.12. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-055385
- Rodríguez D.C.L., Lee G.M., Bushnell B.N., Majaj N.J., Movshon J.A., Kiorpes L. Development of radial frequency pattern perception in macaque monkeys. Journal of vision. 2024. V. 24(6). DOI: 10.1167/jov.24.6.6
- Samson A.D., Rohr C.S., Park S., Arora A., Ip A., Tansey R. et al. Videogame exposure positively associates with selective attention in a cross-sectional sample of young children. PLoS ONE. 2021. V. 16(9). DOI: 10.1371/journal.pone.0257877
- Shangguan X., Wu J., Wu Y., Chen C. Design and Evaluation of a School-based Sustained Attention Training Program with Parental Involvement for Preschoolers in Rural China. Early Education and Development. 2022. DOI: 10.1080/10409289.2022.2126265
- Suddendorf T., Simcock G., Nielsen M. Visual self-recognition in mirrors and live videos: evidence for a developmental asynchrony. Cogn. Dev. 2007. V. 22. P. 185-196. DOI:10.1016/j.cogdev.2006.09.003
- Sullivan, J.R., Osman, H., Schafer, E.C. The effect of noise on the relationship between auditory working memory and comprehension in school-age children. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2015. V.58. P.1043-1051. DOI: https://doi.org/10.1044/2015_JSLHR-H-14-0204
- Trifunović A., Čičević S., Ivanišević T., Simović S., Mitrović S. Education of children on the recognition of geometric shapes using new technologies. Education Science and Management. 2024. V.2(1). P.1-9. DOI: https://doi. org/10.56578/esm020101
- Troseth G.L. TV guide: two-year-old children learn to use video as a source of information. Dev. Psychol. 2003. V. 39. P. 140-150. DOI:10.1037/0012- 1649.39.1.140
- Troseth G.L., DeLoache J.S. The medium can obscure the message: young children’s understanding of video. Child Dev. 1998. V. 69. P. 950-965. DOI:10. 1111/j.1467-8624.1998.tb06153.x