• 1990 (Том 4)
  • 1989 (Том 3)
  • 1988 (Том 2)
  • 1987 (Том 1)

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ШУМОВОЙ НАГРУЗКИ НА ВЫБОР ЗРИТЕЛЬНЫХ СТИМУЛОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

© 2025 г. М. Л. Стружкин, Т. Г. Кузнецова, Е. А. Огородникова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, Россия
mstruzhkin@gmail.com

Поступила в редакцию 20.02.2025 г.

Работа продолжает серию психофизических экспериментов по изучению особенностей зрительного опознания целевых стимулов разного цвета и разного размера у детей раннего дошкольного возраста. Для измерений применяли разработанную ранее игровую методику с использованием сенсорного монитора для предъявления изображений геометрических фигур в условиях тишины и при шумовой нагрузке (акустический фон, соответствующий “детскому многоголосию”). Шум подавали через наушники с интенсивностью 45 дБ (уровень громкости разговорной речи). В экспериментах участвовали дети с нормой зрения и слуха в возрасте 3-4 лет (n = 60), посещающие городской детский сад. Полученные на расширенной выборке данные подтвердили выявленные ранее закономерности: дети этого возраста значимо хуже осуществляют выбор по признаку “цвет”, чем по признаку “размера” (p < 0.01); введение фонового шума “детского многоголосия” увеличивает время поиска зрительной цели, особенно в задачах выбора целевого “цвета”. Сравнительный анализ результатов в подгруппах детей, демонстрирующих разную степень активности и состояния тревожности, показал проявление достоверных различий, что хорошо согласуется с предварительными данными предыдущего исследования. Результаты работы имеют практическое значение для организации дошкольного обучения с учетом особенностей психофизиологического профиля детей и уровня их тревожности, а также специального образования в отношении детей с задержками развития.

Ключевые слова: зрительное восприятие, зрительный выбор, геометрические фигуры разного цвета, геометрические фигуры разного размера, дети раннего дошкольного возраста, акустический фон, состояние тревожности, время выбора

DOI: 10.7868/S3034593625030059

Цитирование для раздела "Список литературы": Стружкин М. Л., Кузнецова Т. Г., Огородникова Е. А. Особенности влияния шумовой нагрузки на выбор зрительных стимулов у детей раннего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности. Сенсорные системы. 2025. Т. 39. № 3. С. 53–63. doi: 10.7868/S3034593625030059
Цитирование для раздела "References": Struzhkin М. L., Kuznetsova Т. G., Ogorodnikova E. A. Osobennosti vliyaniya shumovoi nagruzki na vybor zritelnykh stimulov u detei rannego doshkolnogo vozrasta s raznym urovnem trevozhnosti [Features of the influence of noise background onthe choice of visual stimuli by children of early preschool age with different levels of anxiety]. Sensornye sistemy [Sensory systems]. 2025. V. 39(3). P. 53–63 (in Russian). doi: 10.7868/S3034593625030059

Список литературы:

  • Адаскина А.А., Воронкова И.В., Сираджева Ш.Ш. Связь тревожности и успешности обучения у обучающихся 4-х классов. Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 4. С. 165-175
  • Андреева С.В. Понимание речи детьми с расстройствами аутистического спектра. Специальное образование. 2024. № 2 (74). С. 63-89
  • Знаменская Т.К., Мартынюк В.Ю., Швейкина В.Б. Морфофункциональные особенности развития головного мозга и системы кровообращения в онтогенезе. Международный неврологический журнал. 2019. № 6 (108). С.17-29
  • Колосова Н.Г., Стефанова Н.А. Нейротрофическое обеспечение головного мозга в онтогенезе и при развитии нейродегенеративных заболеваний. Вестник Московского университета. Серия 16. Биология. 2016. № 4. С.72-82
  • Корнев А.Н., Люблинская В.В., Столярова Э.И. Селективное слуховое внимание у детей дошкольного возраста. Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 18-31.
  • Кузнецова Т.Г., Родина Е.А., Стружкин М.Л. Ранняя помощь детям и их семьям: вопросы сопровождения в образовательном процессе. Непрерывное образование. 2022. № 2. С. 4-8.
  • Кузнецова Т.Г., Стружкин М.Л., Голубева И.Ю. Особенности опознавания изображений фигур разного цвета и размера детьми 3–4 лет с использованием шумового фона. Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 1. С. 111-120.
  • Кузнецова Т.Г., Стружкин М.Л., Голубева И.Ю., Родина Е.А., Огородникова Е.А. Влияние акустического фона на выбор зрительных стимулов детьми раннего дошкольного возраста. Сенсорные системы. 2025. Т. 39. №1. С. 27-37. DOI: 10.31857/S0235009225010034
  • Лукьянов О.В., Неровных М.С. Социально-демографические фильтры развития высших психических функций дошкольников. Сибирский психологический журнал. 2023. № 89. С. 65-85.
  • Мазурова Н.В., Трофимова Ю.А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. Вопросы современной педиатрии. 2013. 12(3): 82-88.
  • Маракушина И.Г., Павозкова О.Е., Поляшова Н.В. Динамика работоспособности и помехоустойчивости внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения. Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 193-294.
  • Мубаракзянова З.Р. Профилактика и психокоррекция тревожности как фактор влияния на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста. Материалы IX Андреевских чтений. 2024. С. 305.
  • Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  • Осокина Е.С., Чернышев Б.В., Чернышева Е.Г. Связь селективного слухового внимания с индивидуальными особенностями. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 3. С. 121-129.
  • Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. Тревога и тревожность. 2001. С. 143-156.
  • Романов С.Г., Гончаров О.А. Возрастные особенности категориального восприятия фокальных и пограничных цветов в центральных и периферических полях зрения. Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 74. С. 4. DOI: 10.54359/ps.v13i74.165
  • Стружкин М.Л., Кузнецова Т.Г., Годынская Н.В. Разработка и апробация методики распознавания зрительных стимулов с использованием цифровых технологий у детей дошкольного возраста. Вестник Северо-Восточного Федерального Университета. Серия “Педагогика. Психология. Философия”. 2020. № 4(20). С. 65-68.
  • Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Особенности инвариантного опознания зрительного изображения у детей дошкольного возраста с типичным и атипичным развитием. Физиология человека. 2016. Т. 42. № 3. С. 74-81. DOI: 10.7868/S0131164616010069
  • Anderson J.R., Kuroshima H., Fujita K. Observational learning in capuchin monkeys: a video deficit effect. Q. J. Exp. Psychol. 2017. V. 70. P. 1254-1262. DOI: 10.1080/17470218.2016.1178312
  • Barkley R.A. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: Constructing a unifying theory of ADHD. Psychological Bulletin, 1997. V. 121(1). P. 65-94. DOI: 10.1037/0033-2909.121.1.65
  • Biederman J., Petty C.R., Clarke A., Lomedico A., Faraone S.V. Predictors of persistent ADHD: an 11-year followup study. J Psychiatr Res. 2011. V. 45(2). P. 150-5. DOI: 10.1016/j.jpsychires.2010.06.009
  • Bhatnagar S., Ellis B. Evolutionary origins and functions of the stress response system. In Stress: Concepts, Cognition, Emotion, and Behavior. Academic Press: Cambridge, MA, USA. 2016. P. 95-101.
  • Bonetti L., Haumann N.T., Brattico E., Kliuchko M., Vuust P., Särkämö T., Näätänen R. Auditory sensory memory and working memory skills: Association between frontal MMN and performance scores. Brain Research. 2018. V. 1700. P. 86-98. DOI: 10.1016/j. brainless.2018.06.034
  • Brecht K.F., Ostojić L., Legg E.W., Clayton N.S. Difficulties when using video playback to investigate social cognition in California scrub-jays (Aphelocoma californica). Peer J. 2018. V. 6. P. 44-51. DOI: 10.7717/peerj.4451
  • Cyniak-Cieciura M., Zawadzki B. The relationship between temperament traits and post-traumatic stress disorder symptoms and its moderators: Meta-analysis and metaregression. Trauma, Violence, & Abuse. 2021. V. 22(4). P. 702-716.
  • Escobar M., Trianes M.V., Fernández-Baena F.J., Miranda Páez J. Relaciones entre aceptación sociométrica escolar e inadaptación socioemocional, estrés cotidiano y afrontamiento. Rev. Lat. Am. Psicol. 2010. V. 42. P. 469-479.
  • Farsi A., Pirian F. The Effect of Perceptual-Motor Training and Mindfulness on Performance and Working Memory in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder. Sport Psychology Studies. 2023. DOI: 10.22089/spsyj.2020.8905.1961
  • Ghodrati S., Nejad M.S.A., Sharifian M., Nejati V. Inhibitory control training in preschool children with typical development: an RCT study. Early Child Development and Care. 2021. V.191(13). P.1-10. DOI: 10.1080/03004430.2019.1691544
  • Goodale M.A., Milner A.D. Separate visual pathways for perception and action. Trends in Neurosciences. 1992. V. 15. P. 21-26. DOI: 10.1016/01662236(92)90344-8
  • Jones P.R., Landin A., McLean M.Z., Juni M.Z., Maloney L.T., Nardini M., Dekker T.M. Efficient visual information sampling develops late in childhood. Journal of Experimental Psychology General. 2019. V.1148(7). P.1138-1152. DOI: 10.1037/xge0000629
  • Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. Springer Publishing Company: New York, NY, USA. 1984.
  • Livingstone M.S., Hubel D.H. Psychophysical evidence for separate channels for the perception of form, color, movement, and depth. J. Neurosci. 1987. V. 7. P.3416-3468. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.07-11-03416.1987
  • Masi G., Brovedani P. The hippocampus, neurotrophic factors and depression. CNS Drugs. 2011. V. 25. P.913-931.
  • Mealings K. Classroom acoustics and cognition: A review of the effects of noise and reverberation on primary school children’s attention and memory. Building Acoustics. 2022. V. 29(3). P. 401-431.
  • Morgan P.L., Farkas G., Wang Y., Hillemeier M.M., Oh Y., Maczuga S. Executive function deficits in kindergarten predict repeated academic difficulties across elementary school. Early Child Res. Q. 2019. V. 46. P.20-32.
  • Murray J., Farrington D.P., Sekol I., Olsen R.F. Effects of parental imprisonment on child antisocial behaviour and mental health: A systematic review. Campbell Syst. Rev. 2009. V. 5. P. 1105.
  • Nejati V., Derakhshan Z., Mohtasham A. The effect of comprehensive working memory training on executive functions and behavioral symptoms in children with attention deficit-hyperactivity disorder (ADHD). Asian Journal of Psychiatry. 2023. V. 81. DOI: 10.1016/j. ajp.2023.103469
  • Nesse R.M., Pirskanen H., Jokinen K., Karhinen-Soppi A., Notko M., Lämsä T., Otani M., Rogero-García J. Children’s emotions in educational settings: Teacher perceptions from Australia, China, Finland, Japan and Spain. Early Child. Educ. J. 2019. V. 47. P. 417-426.
  • PapMacrides E., Miliou O., Angeli C. Programming in early childhood education: A systematic review. International Journal of Child-Computer Interaction. 2022. V. 32. P. 100-396.
  • Petkus A.J., Reynolds C.A., Wetherell J.L., Kremen W.S., Gatz M. Temporal dynamics of cognitive performance and anxiety across older adulthood. Psychol Aging. 2017. V. 32(3). P. 278–292. DOI:10.1037/pag0000164
  • Porges S.W. Orienting in a defensive world: Mammalian modifications of our evolutionary heritage. A polyvagal theory. Psychophysiology. 1995. V. 32. P. 301-318.
  • Pylypiuk K.M. Prevention and correction of pedagogical neglect based on research materials of German universities. Scientific Bulletin of Mukachevo State University. Series: “Pedagogy and Psychology”. 2022. V. 8(1). P. 78-85.
  • Richmond S., Kirk H., Gaunson T., Bennett M., Bellgrove M.A., Cornish, K. Digital cognitive training in children with attention-deficit/ hyperactivity disorder: a study protocol of a randomized controlled trial. BMJ Open. 2022. V. 12(6). Article e055385. DOI: 10.1136/bmjopen-2021-055385
  • Rodríguez D.C.L., Lee G.M., Bushnell B.N., Majaj N.J., Movshon J.A., Kiorpes L. Development of radial frequency pattern perception in macaque. Journal of vision. 2024. V. 24(6). DOI: 10.1167/jov.24.6.6
  • Shangguan X., Wu J., Wu Y., Chen C. Design and Evaluation of a School-based Sustained Attention Training Program with Parental Involvement for Preschoolers in Rural China. Early Education and Development. 2024. V. 35(2). P. 188-203.DOI: 10.1080/10409289.2022.2126265
  • Suddendorf T., Simcock G., Nielsen M. Visual selfrecognition in mirrors and live videos: evidence for a developmental asynchrony. Cogn. Dev. 2007. V. 22. P. 185-196. DOI: 10.1016/j.cogdev.2006.09.003
  • Trifunović A., Čičević S., Ivanišević T., Simović S., Mitrović S. Education of children on the recognition of geometric shapes using new technologies. Education Science and Management. 2024. V. 2(1). P. 1-9.
  • Troseth G.L. TV guide: two-year-old children learn to use video as a source of information. Dev. Psychol. 2003. V. 39. P. 140-150. DOI: 10.1037/0012-1649.39.1.140
  • Vasudevan A. Slow learners Causes, problems and educational programs. International journal of applied research. 2017. V. 3(12). P. 308-313.
  • Vona F., Silleresi S., Beccaluva E., Garzotto F. Social MatchUP: Collaborative Games in Wearable Virtual Reality for Persons with Neurodevelopmental Disorders. Cham: Springer. 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-61814-8_4
  • Weems C.F., Silverman W.K. An integrative model of control: Implications for understanding emotion regulation and dysregulation in childhood anxiety. J. Affect. 2006. V. 91. P. 113-124.
  • Xiang Z., Tan S., Kang Q., Zhang B., Zhu L. Longitudinal effects of examination stress on psychological well-being and a possible mediating role of self-esteem in chinese high school students. J. Happiness Stud. 2019. V. 20. P. 283-305