• 1990 (Том 4)
  • 1989 (Том 3)
  • 1988 (Том 2)
  • 1987 (Том 1)

Том 39 №4

Содержание

  1. ЗНАНИЕ О ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ТУГОУХОСТИ – КЛЮЧ К ПРОФИЛАКТИКЕ
  2. ГИПЕРАКУЗИЯ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. ТОПОГРАФИЯ ГАНГЛИОЗНЫХ КЛЕТОК В СЕТЧАТКЕ ГЛАЗА МЛЕКОПИТАЮЩИХ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭВОЛЮЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
  4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ СЛУХ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С ЦЕНТРАЛЬНЫМИ СЛУХОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ РАЗЛИЧНОГО ГЕНЕЗА
  5. ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РИТМИЧЕСКИХ ЗВУКОВЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ В НОРМЕ И ПРИ СНИЖЕНИИ СЛУХА
  6. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ПОСТУРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
  7. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОНТАННОЙ И ВЫЗВАННОЙ АКТИВНОСТИ МИТРАЛЬНЫХ/ПУЧКОВЫХ НЕЙРОНОВ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЛУКОВИЦЫ КРЫС
  8. РЕАЛИЗАЦИЯ И АПРОБАЦИЯ АЛГОРИТМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ДЛЯ ЦИФРОВОГО ОКУЛОГРАФА

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ПОСТУРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

© 2025 г. М. В. Фазульянова, А. А. Балякова

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук, Санкт-Петербург, 199034, наб. Макарова, д. 6, Российская Федерация
fazulianovamv@mail.ru

Поступила в редакцию 11.07.2025 г.

В работе приведены результаты первичной апробации экспресс-комплекса упражнений для развития координации движений и постурального контроля у детей с нарушениями слухоречевой функции, ориентированного на их самостоятельную тренировку при поддержке родителей. В экспериментальную группу вошли 11 мальчиков в возрасте от 4 до 7 лет с сенсоневральной тугоухостью 2-й и 3-й степени, двое из которых пользовались слуховыми аппаратами. У всех детей наблюдались трудности в реализации координированных движений и в поддержании равновесия. Для их преодоления был разработан тренировочный экспресс-комплекс из 8 упражнений. Занятия с детьми в течение 2 месяцев проводили родители под дистанционным контролем специалиста по физической реабилитации. Анализ видеоматериалов, полученных при выполнении упражнений до и после курса тренировки, показал положительные изменения в координации движений и в контроле за вертикальной позой у всех детей из экспериментальной группы. Эффективность комплекса подтвердили и отчеты, подготовленные родителями, участвовавшими в апробации. В них были включены дополнительные сведения о повышении коммуникативной и речевой активности у значительной части детей (73% в группе), а также об улучшении лицевой мимики. Положительные результаты апробации, компактность комплекса и возможность его успешного применения в формате самостоятельной работы в домашних условиях позволяют рекомендовать его к использованию при сопровождении и реабилитации детей с тугоухостью. Экспериментальная оценка воздействия комплекса на двигательную координацию, баланс и речевую коммуникацию будет продолжена с увеличением выборки слабослышащих детей, а также дошкольников с другими нарушениями развития и проявлением вестибулярной дисфункции.

Ключевые слова: нарушения слуха, вестибулярная дисфункция, комплекс для коррекции координации движений и баланса, дети дошкольного возраста, самостоятельный тренинг

DOI: 10.7868/S3034593625040069

Цитирование для раздела "Список литературы": Фазульянова М. В., Балякова А. А. Возможности развития координации движений и постурального контроля у детей с нарушениями слухоречевой функции в условиях самостоятельной тренировки. Сенсорные системы. 2025. Т. 39. № 4. С. 72–79. doi: 10.7868/S3034593625040069
Цитирование для раздела "References": Fazulyanova M. V., Balyakova A. A. Vozmozhnosti razvitiya koordinatsii dvizhenii i posturalnogo kontrolya u detei s narusheniyami slukhorechevoi funktsii v usloviyakh samostoyatelnoi trenirovki [Potential for movement coordination and balance developing in children with hearing impairments under conditions of parent-assisted training]. Sensornye sistemy [Sensory systems]. 2025. V. 39(4). P. 72–79 (in Russian). doi: 10.7868/S3034593625040069

Список литературы:

  • Балякова А.А. Сравнительная оценка слухоречевой функции у детей с нарушениями слуха и письма. Тезисы докладов 6-й международной конференции по когнитивной науке. Калининград, 2014. С. 141–142.
  • Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 303 с.
  • Дерябина Г.И., Лернер В.Л., Филаткин А.С. Особенности нарушения различных видов координационных способностей младших школьников со слуховой депривацией // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 35–42. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-178-35-42
  • Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. М.: Академия, 2002.
  • Лернер В.Л., Дерябина Г.И., Филаткин А.С. Содержание коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками со слуховой депривацией // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 37. С. 36–41. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2018-17-37-36-41
  • Мамедова Е.Ю., Наумова Н.В. Потенциал логопедической работы по формированию навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха // Специальное образование. 2021. Т. 62. № 2. С. 83–94. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_06
  • Медведев И.С., Пак С.П., Огородникова Е.А. Влияние сенсорно-когнитивных упражнений на показатели восприятия, внимания и памяти у лиц пожилого возраста // Сенсорные системы. 2024. Т. 38. № 4. С. 27–37. https://doi.org/10.31857/S0235009224040037
  • Миронец С.А. Роль мозжечка в становлении и функционировании навыка чтения // Психологические исследования. 2023. Т. 16. № 87. С. 6. https://doi.org/10.54359/ps.v16i87.1352
  • Молчанова Л.Н., Бузовкина А.В. Особенности координационных функций у слабослышащих детей младшего школьного возраста: концептуальная модель исследования // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. №3. С. 188–212.
  • Огородникова Е.А., Мошонкина Т.Р., Пятакова Г.В., Жарук И.А., Сухотина И.А. Влияние физической реабилитации на характеристики речи у детей с ДЦП. Интегративная физиология: Всероссийская конф. с международным участием: Тезисы докладов. СПб.: Ин-т физиологии им. И.П. Павлова РАН. 2020. С. 74–75.
  • Brossard-Racine M., Limperopoulos C. Normal cerebellar development by qualitative and quantitative MR imaging: from the fetus to the adolescent // Neuroimaging Clinics of North America. 2016. V. 26(3). P. 331–339. https://doi.org/10.1016/j.nic.2016.03.004
  • Crowe T.K., Horak F.B. Motor proficiency associated with vestibular deficits in children with hearing impairments. Phys Ther. 1988. V. 68(10). P. 1493–1499.
  • Ghosh S.S., Banerjee S., Biswas R. A study on the dynamic balance of schoolchildren in India with varying degrees of hearing impairments. Journal of Physical Education and Sport. 2022. V. 22 (5). P. 1177–1189. https://doi.org/10.7752/jpes.2022.05148
  • Koziol L.F., Budding D., Andreasen N., D’Arrigo S., Bulgheroni S., Imamizu H., Ito M., Manto M., Marvel C., Parker K., Pezzulo G., Ramnani N., Riva D., Schmahmann J., Vandervert L., Yamazaki T. Consensus paper: the cerebellum’s role in movement and cognition // Cerebellum. 2014. V. 13 (1). P. 151–177. https://doi.org/10.1007/s12311-013-0511-x
  • Mehrem E.S., Fergany L.A., Mohamed S.A. et al. Efficacy of fine motor and balance exercises on fine motor skills in children with sensorineural hearing loss // Restorative Neurology and Neuroscience. 2022. V. 40 (1). P. 43–52. https://doi.org/10.3233/RNN-211156
  • Melo R.S., Lemos A., Delgado A., Raposo M.C.F., Ferraz K.M., Belian R.B. Use of virtual reality-based games to improve balance and gait of children and adolescents with sensorineural hearing loss: a systematic review and metaanalysis // Sensors. 2023. V. 23. P. 6601. https://doi.org/10.3390/s23146601
  • Rajendran V., Roy F.G. An overview of motor skill performance and balance in hearing impaired children // Italian Journal of Pediatrics. 2011. V. 37. Article 33.
  • Rajendran V., Roy F.G., Jeevanantham D. A preliminary randomized controlled study on the effectiveness of vestibularspecific neuromuscular training in children with hearing impairment. Clin Rehabil. 2013. V. 27(5). P. 459–467. https://doi.org/10.1177/0269215512462909
  • Singh A., Heet H., Guggenheim D.S., Lim M., Garg B., Bao M., Smith S.L., Garrison D., Raynor E.M., Lee J.W., Wrigley J., Riska K.M. A Systematic review on the association between vestibular dysfunction and balance performance in children with hearing loss // Ear Hear. 2022. V. 43(3). P. 712–721. https://doi.org/10.1097/AUD.0000000000001131
  • Stoodley C.J. The cerebellum and neurodevelopmental disorders // Cerebellum. 2015. V. 15. P. 34–37.
  • Stoodley C.J. The cerebellum and neurodevelopmental disorders // Cerebellum. 2015. V. 15. P. 34–37.
  • Zhou Y., Qi J. Effectiveness of interventions on improving balance in children and adolescents with hearing impairment: a systematic review // Front. Physiol. 2022. V. 13. P. 876974. https://doi.org/10.3389/fphys.2022.876974