• 1990 (Том 4)
  • 1989 (Том 3)
  • 1988 (Том 2)
  • 1987 (Том 1)

ОБРАБОТКА И ЗАПОМИНАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО БЕССМЫСЛЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОГРАНИЧЕНИИ ВРЕМЕНИ ЭКСПОЗИЦИИ

© 2022 г. Л. В. Черемошкина1,2

1Московский педагогический государственный университет 119991 Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Россия
LVCH2007@yandex.ru
2Государственный гуманитарно-технологический университет 142611 Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Зеленая, д. 22, Россия

Поступила в редакцию 27.03.2022 г.

Статья содержит обобщенные данные, полученные в течение последних 35 лет при помощи метода развертывания мнемической деятельности, который разработан для исследования памяти лиц разного возраста. Осуществлено несколько серий экспериментального исследования качественного своеобразия обработки тестовой фигуры (ТФ) из четырех пересекающихся линий, предъявляемой для запоминания испытуемым разного возраста (7–80 лет). Экспериментальный материал экспонировали дробно: в первых десяти предъявлениях экспозиция ТФ составляла 1 с, во втором – 2 с, в третьем – 3 с, и так далее. После каждой экспозиции испытуемый по памяти воспроизводил на бумаге предъявленную ему ТФ. При суммарном времени предъявления ТФ в пределах 4 с сложных способов ее анализа, требующих развернутых мыслительных операций, не зафиксировано. По- видимому, период 4 с можно отнести к этапу сенсорно-перцептивной обработки, которая совершается на уровне неосознаваемых (относительно неосознаваемых) перцептивных и мнемических процессов и предполагает выделение элементов стимула, фиксацию соотношения линий, определение характера пересечений и ориентации фигуры на плоскости. Отсутствие осмысленной категоризации ТФ из четырех пересекающихся линий, предъявляемой по одной секунде от 1 до 4 раз, дает основания рассматривать временной интервал до 4 с в качестве периода неосознаваемой обработки невербального бессмысленного материала. Суммарную длительность экспозиции, составляющую 4 с, можно рассматривать в качестве условной границы неосознаваемой (относительно неосознаваемой) и осознаваемой обработки данного невербального бессмысленного материала в процессе его произвольного запоминания.

Ключевые слова: запоминание, запечатление, невербальный бессмысленный материал, 4 с как граница осознаваемой и относительно неосознаваемой обработки запоминаемого материала, метод развертывания мнемической деятельности, память, категоризация

DOI: 10.31857/S0235009222040023

Цитирование для раздела "Список литературы": Черемошкина Л. В. Обработка и запоминание невербального бессмысленного материала при ограничении времени экспозиции. Сенсорные системы. 2022. Т. 36. № 4. С. 322–337. doi: 10.31857/S0235009222040023
Цитирование для раздела "References": Cheremoshkina L. V. Obrabotka i zapominanie neverbalnogo bessmyslennogo materiala pri ogranichenii vremeni ekspozitsii [Рrocessing and memorizing non-verbal non-meaning material when the exposure time is limited]. Sensornye sistemy [Sensory systems]. 2022. V. 36(4). P. 322–337 (in Russian). doi: 10.31857/S0235009222040023

Список литературы:

  • Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011. 560 с.
  • Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр, 2006. 240 с.
  • Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 335 с.
  • Величковский Б.М. Зрительные автоматизмы в памяти человека. Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 32–38.
  • Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М. Смысл: Издательский центр “Академия”, 2006. 448 с.
  • Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 152 с.
  • Глезер В.Д. Механизмы опознания зрительных образов. М; Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1966. 204 с.
  • Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. 360 с.
  • Грановская Р.М., Березная И.Я. Запоминание и узнавание фигур. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 96 с.
  • Дюпина С.А. Когнитивные стили в структуре мнемических способностей. Дисс. канд. психол. наук. М.: 2015. 369 с.
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 111 с.
  • Заика Е.В., Кузнецов М. А. Кратковременная память и усвоение практических умений. Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 120–123.
  • Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. 323 с.
  • Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Издво Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 562 с.
  • Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271 с.
  • Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: (исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 106 с.
  • Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. 320 с.
  • Канеман Д. Внимание и усилие. М.: Смысл, 2006. 287 с.
  • Ковригина В.И. Эффективность мнемических способностей студентов 18–20 лет. М.: МГСУ, 2004.
  • Косунина О.И. Исследование регуляции процессов запоминания школьников 13–14 лет. М.: МГСУ, 2004.
  • Корж Н.Н., Шпагонова Н.Г. Сенсорно-перцептивная память: (психофизиологический аспект). Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 85–92 с.
  • Корж Н.Н. Личностные черты невербальной памяти (психофизический аспект). Междисциплинарные исследования памяти. Под ред. Журавлева А.Л. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 157–178.
  • Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. 550 с.
  • Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: Том 1. М.: Книга по Требованию, 2021. 392 с.
  • Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  • Розов А.И. Проблемы категоризации: Теория и практика. Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 90–97.
  • Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: Педагогика, 1987. 343 с.
  • Соколов Е.Н. Механизмы памяти: Опыт эксперим. исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 176 с.
  • Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 598 с.
  • Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. Инженерная психология за рубежом. 1967. С. 5–7.
  • Флорес Ц. Память. Экспериментальная психология. Под ред. Флореса Ц., Пиаже Ж. М. 1973.
  • Черемошкина Л.В. Анализ способов обработки материала при запоминании и воспроизведении. Профориентация школьников: Сб. науч. тр. Ярославль. ЯГПИ, 1987. С. 135–144.
  • Черемошкина Л.В. Диагностика мнемических способностей школьников 10–12 лет. Дисс. канд. психол. наук. Ленинград. 1988. 257 с.
  • Черемошкина Л.В. Психология мнемических способностей. Дисс. докт. психол. наук. Ярославль. 2000. 587 с.
  • Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.: Академия, 2002. 367 с.
  • Черемошкина Л.В. Психология памяти. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. 317 с.
  • Черемошкина Л.В., Молчанов К.А. Особенности мнемических процессов в пожилом возрасте. Педагогика и психология в высшем образовании. Сборник науч. статей. Под ред. Кудрявой М.В. М.: МГМСУ, 2006. С. 138–140.
  • Черемошкина Л.В., Дюпина С.А. Скорость запоминания невербального бессмысленного материала и когнитивный стиль полезависимость / поленезависимость. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 4. С. 120–134.
  • Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Память: закономерности воспроизведения учебного материала: монография. М.: Юрайт, 2019. 235 с.
  • Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования). Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 35–47.
  • Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 175 с.
  • Шехтер М.С. Проблемы одномоментного зрительного опознания. Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. № 4. С. 11–25.
  • Шипихина И.И. Сравнительный анализ результативности воспроизведения вербального и невербального материала испытуемыми разного возраста. М.: РГСУ, 2005.
  • Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 166 с.
  • Cheremoshkina L.V., Dymnikova M.V. Working Memory Span Research for Geometric Material Processing. Asian Journal of Humanities and Social Studies. 2017. V. 05–I. 6. P. 366–370.
  • Cheremoshkina L.V., Osinina T.N. About the laws of reproduction of educational material. European Applied Sciences, Germany. 2013. V. 5. P. 151–155.
  • Craik F.I.M. & Lockhart R.S. Level of processing. A framework for memory research. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior. 1972. V. 11. P. 671–684.
  • Miller George A. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two. The Psychological Review. 1956. V. 63. P. 81–97.
  • Rouder J.N., Morey R.D., Morey C.C., Cowan N. How to measure working memory capacity in the change detection paradigm. Psychon Bull Rev. 2011. V. 18 (2). P. 324–330.
  • Schachter D. The seven sins of memory. Boston, Houghton Miffin Company. 2001. 272 p.