• 1990 (Том 4)
  • 1989 (Том 3)
  • 1988 (Том 2)
  • 1987 (Том 1)

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ОПИСАНИЯ ТАКТИЛЬНО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ФРАГМЕНТАРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОДРОСТКАМИ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

© 2016 г. И. А. Вартанян1, К. В. Носова2, Г. А. Моисеенко3, Л. А. Семенов3, Н. К. Ланге4

1Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН 194223 Санкт-Петербург, пр. Тореза 44
vart939@mail.ru
2Федеральное Государственное Унитарное Предприятие “Научно-исследовательский институт прикладных проблем” 191167 Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 29
stepmark@rambler.ru
3Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН 199034 Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6
galina_pbox@mail.ru
4Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия No41 им. Э. Кестнера 127349 Санкт-Петербург, ул. Маршала Новикова, 1
nk-lange@mail.ru

Поступила в редакцию 03.02.2016 г.

В работе впервые сделана попытка выявить и сравнить особенности описания внешних объектов при осязательном (гаптическом) и зрительном восприятии у подростков с нормальным и нарушенным зрением. Средством оценки формирования как зрительного, так и осязательного образа была выбрана речь как система представления, переработки, хранения и передачи информации. Использовали зрительный тест для зрячих и его тактильный вариант для слабовидящих и незрячих подростков. Инструкция предусматривала речевое описание предмета на основе его тактильного исследования (осязания). Проведено сравнение речевых ответов незрячих, слабовидящих и зрячих подростков, полученных при различных условиях тестирования. Сравнение речевых ответов испытуемых с нормальным и нарушенным зрением показало, что тактильное (гаптическое) восприятие объемных объектов у слабовидящих и незрячих подростков подвергается иной интерпретации, нежели зрительные изображения тех же объектов у подростков без зрительных нарушений. Смена зрительной модальности восприятия на тактильную у зрячих подростков при ограничении у них зрения привела к существенному сходству их речевых ответов с речевыми ответами незрячих и слабовидящих испытуемых. Обсуждается вопрос о сходстве и различии центральных механизмов формирования образа внешних объектов при зрительном и осязательном восприятии у зрячих и незрячих испытуемых. Подчеркнута необходимость дальнейшего направленного поиска показателей оценки функции осязания, отражаемой в речи и стимулирующей развитие воображения на основе гаптического восприятия внешних объектов.

Ключевые слова: тактильная чувствительность, осязание, нарушение зрения, речевое описание изображений

Цитирование для раздела "Список литературы": Вартанян И. А., Носова К. В., Моисеенко Г. А., Семенов Л. А., Ланге Н. К. Особенности речевого описания тактильно воспринимаемых фрагментарных изображений подростками с нормальным и нарушенным зрением. Сенсорные системы. 2016. Т. 30. № 2. С. 136-143.
Цитирование для раздела "References": Vartanian I. A., Nosova K. V., Moiseenko G. А., Semenov L. А., Lange N. K. Osobennosti rechevogo opisaniya taktilno vosprinimaemykh fragmentarnykh izobrazhenii podrostkami s normalnym i narushennym zreniem [Features of speech describing tactile perceived fragmentary images by teenagers with normal and impaired vision]. Sensornye sistemy [Sensory systems]. 2016. V. 30(2). P. 136-143 (in Russian).

Список литературы:

  • Архипов Б.А, Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Нарушение восприятия “себя”. М. Диалог МИФИ, 2011. 64 с.
  • Бернштейн А.Н. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 256 с.
  • Бернштейн А.Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
  • Боровиков В.В. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. СПб: 2003. 688 с.
  • Вартанян И.А., Кузнецова Л.В. Кожная чувствительность пальцев рук у детей с нормальным и сниженным слухом // Сенсорные системы. 1994. Т. 8. No 2. С. 56–60
  • Вартанян И.А., Носова К.В. Тактильная чувствительность пальцев рук и творческие способности подростков с нарушениями зрения// Сенсорные системы. 2013. Т. 27. No 1. С. 55–59
  • Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1993. 248 с.
  • Ишинова В.А., Вартанян И.А., Цирульников Е.М. Тактильная чувствительность при болях различного происхождения // Сенсорные системы. 2011. Т. 25. No 2. С. 174–176
  • Кузнецова Л.В. Сравнение кожной чувствительности пальцев рук у слепых и зрячих // Сенсорные системы.1993. Т. 7. No 1. С. 45–47
  • Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: 2006. 366 с.
  • Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: 2009. 256 с.
  • Максимова Е.В. Уровни общения. М. Диалог-МИФИ, 2008. 102 с
  • Носова К.В., Моисеенко Г.А., Семенов Л.А. Патент144137 Российская Федерация, МПК No А6185/16.Тест Объект для проведения теста Торренса детей и подростков с нарушенным зрением; заявитель и патентообладатель ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН. No заявл. 2014103252/14, 30.01.2014. 2 с.
  • Носова К.В., Моисеенко Г.А. Исследование творческих возможностей подростков с нарушениями зрения при использовании тактильного теста образной креативности // Сб. тр. матер. МНПК “Наука и образование в жизни современного общества” Тамбов, 2015 с. 101–104
  • Сенсорное восприятие. Опыт изучения с помощью фокусированного ультразвука. Л.: Наука,1985. 189 с.
  • Туник Е.Е. Тест Торренса. СПб.: 2006. 176 с.
  • Цирульников Е.М., Ванчакова Н.П., Шестакова Н.Н., Белинская Д.А., Вартанян И.А., Смирнов А.В., Вакцель Е.А., Красильникова Н.В. Тактильная чувствительность и постстимульная порвая боль у больных, получающих гемодиализ при и без психотерапевтической коррекции // Сенсорные системы. 2013. Т. 27. No 2. С. 183–187
  • Шеповальников А.Н., Гальперина Е.И., Кацап Л.Г. Особенности организации системной деятельности мозга у незрячих школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. No 3. С. 205–209
  • Havarinen J., Shelepin Yu. E. Distribution of visual and somatic functions in the parietal associative area 7 of the monkey // Brain Research. 1979. No 169. P. 561 – 564.
  • Wong M., Gnakumaran V., Goldreich D. Tactile spatial acuity enhancement in blindness: evidence for experience-dependent mechanisms // J. Neurosci. 2001. V. 31. No 19. P. 7028–7035.