В работе впервые сделана попытка выявить и сравнить особенности описания внешних объектов при осязательном (гаптическом)
и зрительном восприятии у подростков с нормальным и нарушенным зрением. Средством оценки формирования как зрительного,
так и осязательного образа была выбрана речь как система представления, переработки, хранения и передачи информации.
Использовали зрительный тест для зрячих и его тактильный вариант для слабовидящих и незрячих подростков. Инструкция
предусматривала речевое описание предмета на основе его тактильного исследования (осязания). Проведено сравнение речевых
ответов незрячих, слабовидящих и зрячих подростков, полученных при различных условиях тестирования. Сравнение речевых
ответов испытуемых с нормальным и нарушенным зрением показало, что тактильное (гаптическое) восприятие объемных объектов
у слабовидящих и незрячих подростков подвергается иной интерпретации, нежели зрительные изображения тех же объектов у
подростков без зрительных нарушений. Смена зрительной модальности восприятия на тактильную у зрячих подростков при
ограничении у них зрения привела к существенному сходству их речевых ответов с речевыми ответами незрячих и слабовидящих
испытуемых. Обсуждается вопрос о сходстве и различии центральных механизмов формирования образа внешних объектов при
зрительном и осязательном восприятии у зрячих и незрячих испытуемых. Подчеркнута необходимость дальнейшего
направленного поиска показателей оценки функции осязания, отражаемой в речи и стимулирующей развитие воображения на
основе гаптического восприятия внешних объектов.
Ключевые слова:
тактильная чувствительность, осязание, нарушение зрения, речевое описание изображений
Цитирование для раздела "Список литературы":
Вартанян И. А., Носова К. В., Моисеенко Г. А., Семенов Л. А., Ланге Н. К.
Особенности речевого описания тактильно воспринимаемых фрагментарных изображений подростками с нормальным и нарушенным зрением.
Сенсорные системы.
2016.
Т. 30.
№ 2.
С. 136-143.
Цитирование для раздела "References":
Vartanian I. A., Nosova K. V., Moiseenko G. А., Semenov L. А., Lange N. K.
Osobennosti rechevogo opisaniya taktilno vosprinimaemykh fragmentarnykh izobrazhenii podrostkami s normalnym i narushennym zreniem
[Features of speech describing tactile perceived fragmentary images by teenagers with normal and impaired vision].
Sensornye sistemy [Sensory systems].
2016.
V. 30(2).
P. 136-143
(in Russian).
Список литературы:
- Архипов Б.А, Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Нарушение восприятия “себя”. М. Диалог МИФИ, 2011. 64 с.
- Бернштейн А.Н. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 256 с.
- Бернштейн А.Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
- Боровиков В.В. Искусство анализа данных на компьютере: для профессионалов. СПб: 2003. 688 с.
- Вартанян И.А., Кузнецова Л.В. Кожная чувствительность пальцев рук у детей с нормальным и сниженным слухом // Сенсорные системы. 1994. Т. 8. No 2. С. 56–60
- Вартанян И.А., Носова К.В. Тактильная чувствительность пальцев рук и творческие способности подростков с нарушениями зрения// Сенсорные системы. 2013. Т. 27. No 1. С. 55–59
- Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1993. 248 с.
- Ишинова В.А., Вартанян И.А., Цирульников Е.М. Тактильная чувствительность при болях различного происхождения // Сенсорные системы. 2011. Т. 25. No 2. С. 174–176
- Кузнецова Л.В. Сравнение кожной чувствительности пальцев рук у слепых и зрячих // Сенсорные системы.1993. Т. 7. No 1. С. 45–47
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: 2006. 366 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: 2009. 256 с.
- Максимова Е.В. Уровни общения. М. Диалог-МИФИ, 2008. 102 с
- Носова К.В., Моисеенко Г.А., Семенов Л.А. Патент144137 Российская Федерация, МПК No А6185/16.Тест Объект для проведения теста Торренса детей и подростков с нарушенным зрением; заявитель и патентообладатель ФГБУН Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН. No заявл. 2014103252/14, 30.01.2014. 2 с.
- Носова К.В., Моисеенко Г.А. Исследование творческих возможностей подростков с нарушениями зрения при использовании тактильного теста образной креативности // Сб. тр. матер. МНПК “Наука и образование в жизни современного общества” Тамбов, 2015 с. 101–104
- Сенсорное восприятие. Опыт изучения с помощью фокусированного ультразвука. Л.: Наука,1985. 189 с.
- Туник Е.Е. Тест Торренса. СПб.: 2006. 176 с.
- Цирульников Е.М., Ванчакова Н.П., Шестакова Н.Н., Белинская Д.А., Вартанян И.А., Смирнов А.В., Вакцель Е.А., Красильникова Н.В. Тактильная чувствительность и постстимульная порвая боль у больных, получающих гемодиализ при и без психотерапевтической коррекции // Сенсорные системы. 2013. Т. 27. No 2. С. 183–187
- Шеповальников А.Н., Гальперина Е.И., Кацап Л.Г. Особенности организации системной деятельности мозга у незрячих школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. No 3. С. 205–209
- Havarinen J., Shelepin Yu. E. Distribution of visual and somatic functions in the parietal associative area 7 of the monkey // Brain Research. 1979. No 169. P. 561 – 564.
- Wong M., Gnakumaran V., Goldreich D. Tactile spatial acuity enhancement in blindness: evidence for experience-dependent mechanisms // J. Neurosci. 2001. V. 31. No 19. P. 7028–7035.